‘Нам не нравятся наши деньги»: история CFA и биткоина в Африке

Африканские криптоэксперты и предприниматели объясняют, почему франк КФА является неудобной валютой и почему биткойн создает волны в качестве замены.

Почти 150 миллионов человек ежедневно пользуются франком Финансового сообщества Африки (CFA), от Сенегала на крайнем западе до Габона в центре континента.

Используемый в 14 странах, франк КФА привязан к евро, печатается во Франции, а его денежно-кредитная политика контролируется западными державами. Как уточняет Фоде Диоп, разработчик биткойнов (BTC) Lightning, родом из Сенегала, “МВФ и французское правительство по-прежнему контролируют валюту”.

В то время как официальная привязка к евро составляет 1 евро к 655,96 франкам КФА, его покупательная способность со временем снизилась. В 1994 году Всемирный банк девальвировал франк КФА по отношению к французскому франку с 1:50 до 1:100. В том году жители Западной Африки проснулись и поняли, что стоимость их сбережений сократилась вдвое.

Глойр, основатель Kiveclair, проекта беженцев, вдохновленного биткойн-пляжем в Конго, сказал Cointelegraph, что CFA “делает зависимыми целые страны”, и “Обычно страдают самые бедные”. Он объяснил ситуацию в 1994 году:

“Наиболее ярким примером является 1994 год, когда Франция и несколько привилегированных стран решили девальвировать франк КФА. Нет никакой гарантии, что подобное не повторится, тем более что мировая экономика находится под угрозой».

До создания Биткойна жители Западной Африки могли хранить свои деньги в евро, долларах США или традиционных хранилищах ценностей: недвижимости и товарах. Однако для обычных людей эти варианты недоступны.

Мама Биткойн, первый розничный торговец, принявший криптовалюту в Сенегале, сообщила Cointelegraph, что CFA “лишает власти». Она предполагает, что биткойн мог бы обеспечить выход.

“Наши деньги принадлежат Франции, CFA производится во Франции и является — за неимением лучшего слова — колониальными деньгами. Биткойн, однако, Биткойн принадлежит всем”.

С появлением биткоина и криптовалют, действительно, теперь появилась жизнеспособная альтернатива. Глойр предполагает, что “Биткойн может помочь странам зоны CFA освободиться от Франции, чтобы наконец перевернуть темную страницу колонизации”.

В Сенегале Мохаммад Диенг, соучредитель Senblock, некоммерческой организации по продвижению и внедрению криптовалют, сказал Cointelegraph, что ему “не нравится CFA, потому что его денежно-кредитная политика не позволяет нам развиваться. Биткойн — менее рискованная альтернатива переходу на африканскую цифровую валюту».

Интересно, что надежда заменить CFA не ограничивается сторонниками криптовалют на низовом уровне. Правительства западноафриканских стран активно участвуют в своих усилиях по совершенствованию CFA и развитию некоторой автономии.

При нынешней денежно—кредитной политике страны зоны CFA обязаны отправлять во Францию больше денег, чем другие страны, из-за колониальных связей — суверенитет над валютой нулевой.

Новая валюта под названием ECO была отвергнута в качестве замены CFA. Однако он по-прежнему будет привязан к евро и привязан к Франции. Что касается цифровых валют, о которых упоминает Диенг, то электронная найра, цифровая версия валюты соседней Нигерии, повлияла на мнение правительств CFA в отношении цифровых валют и CBDC. Однако e-ECO или e-CFA еще не запланированы.

Несмотря на это, возможности для укрепления валюты на африканских территориях КФА огромны. ВВП региона КФА составляет примерно 170 миллиардов долларов и охватывает 14 независимых стран. Это огромный регион с огромными неиспользованными ресурсами, особенно сельским хозяйством и полезными ископаемыми.

Пап Алиун, инженер-программист, основавший Shintsha, криптовалютную биржу, которая позволяет осуществлять платежи с помощью мобильных денег, сказал Cointelegraph: “Какая страна может развиваться без собственных денег или, что еще лучше, нейтральных денег?”

Сенегальско–южноафриканская команда, стоящая за Shintsha, которая вскоре будет переименована в Mole App, создала инновационный способ решения проблемы низкого уровня банковского обслуживания в Африке. Биржа надеется привлечь все больше и больше африканцев к биткоину и криптовалютам с помощью мобильных денег, ориентированного на Африку решения.

Мобильные деньги, первоначально полученные на основе кенийского изобретения под названием M-Pesa, позволяют держателям sim-карт расплачиваться друг с другом кредитными картами. Он невероятно популярен в Субсахарской Африке, от Сенегала до Сомали и Малави. Orange money — один из самых популярных торговых точек, хотя также существуют бесплатные мобильные и Wave.

Множество вариантов мобильных денег, доступных жителям Западной Африки. Источник: Cointelegraph  

По оценкам Алиуна, “более 80% взрослого населения Сенегала использует мобильные деньги, и аналогично в других странах, использующих CFA”. Африканцы используют технологию так же, как северные европейцы используют бесконтактные платежи — это стало рефлексом, частью повседневной жизни.

Несмотря на то, что в Западной Африке существует чувство оптимизма в отношении будущего криптовалюты и новых путей покупки криптовалют, “Образование остается наиболее значительным препятствием для преодоления”. Это по словам Нуру, основателя Bitcoin Senegal, который выполняет миссию по содействию внедрению Биткоина в своей родной стране.

Что касается Нуру, то, учитывая, что уровень грамотности в его родной стране составляет всего 50%, он общается с владельцами бизнеса, предпринимателями и образованными членами сообщества. “Большинство людей в Западной Африке, по крайней мере, слышали о биткойне. Это вопрос того, чтобы достучаться до нужных людей и распространить информацию”, — сказал он Cointelegraph.

Нуру согласен с Глойром в том, что речь идет не только о биткойне, “абсолютно необходимо просвещать людей о деньгах”. Глойр добавляет, что, хотя изучение денег имеет ключевое значение, люди должны “понимать, что можно решать свою судьбу, не спрашивая разрешения”.

Он приводит пример смартфонов, которые “проникают в Африку хорошими темпами”, чтобы проиллюстрировать, что Африка может осваивать новые технологии и работать с ними. Целых 46% населения субсахарской части Африки имеют смартфоны, и, как свидетельствует практика, мобильные деньги процветают.

“Самая большая задача состоит в том, чтобы научить молодых людей тому, что простой телефон и подключение к Интернету являются эффективным оружием для защиты от CFA путем внедрения биткойна”.

Для Идриссы Сек, энтузиаста Биткоина и платежного агента французского банка Société Générale, понимание денег является ключом к пониманию Биткоина. “Чтобы понять и в конечном счете влюбиться в Биткойн, вы должны понимать деньги и нынешнюю финансовую систему», — сказал он Cointelegraph.

Платежи мобильными деньгами рядом с MasterCard, Visa, а теперь и биткойнами. Источник: Cointelegraph

Дьенг повторяет: “образование, образование, образование”, добавляя, что вы должны потратить “не менее 50 часов на обучение, прежде чем инвестировать в криптографию”.

Что касается будущего Биткоина и криптовалют в зоне CFA, Глойр черпает вдохновение из “сальвадорского опыта”, который “идет довольно хорошо”. Сальвадор, первая страна, принявшая Биткойн в качестве законного платежного средства, скоро выпустит долгожданные биткойн-облигации. Для Глойра:

“Несколько других стран, безусловно, могли бы включить биткойн в число средств сбора средств, не проходя через учреждения с редко позитивными интересами для большого числа населения”.

По словам мамы Биткойн, в Африке есть все необходимое для полноценного использования криптовалют. Это на пути к большим свободам. Это возвращается к понятию, что “Биткойн принадлежит всем».

Нуру из Биткойн-Сенегала лучше всего описывает отношения Биткойна и Африки. Когда его спрашивают, может ли создатель Биткоина Сатоши Накомото быть африканцем, он отвечает:

“Что вы имеете в виду? Сатоши — африканец.”