Мир синхронизировался с российскими криптосанкциями

Жесткие санкции в отношении России распространяются и на криптографию, и здесь мы глубоко погружаемся в правовую инфраструктуру, стоящую за ними.

В своей ежемесячной колонке Expert Take Сельва Озелли, международный налоговый юрист и CPA, освещает взаимосвязь между новыми технологиями и устойчивостью, а также рассказывает о последних событиях, связанных с налогами, регулированием ПОД / ФТ и юридическими вопросами, затрагивающими криптографию и блокчейн.

По данным Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев, также известного как Агентство ООН по делам беженцев, почти 4 миллиона украинцев покинули свои дома с тех пор, как 24 февраля начали падать бомбы и лететь пули, причем большинство из них направились в соседние страны Центральной Европы. В то же время, по словам Алекса Борнякова, заместителя министра цифровой трансформации, люди по всему миру отправили более 100 миллионов долларов крипто-пожертвований в поддержку Украины. Это вынудило президента Украины Владимира Зеленского подписать законопроект о легализации криптовалют 16 марта.

Робби Хоубен, профессор Университета Антверпена, который был соавтором исследования для Европейского парламента о незаконном использовании криптовалют и блокчейна, опубликовал 1 марта статью под названием “Криптоактивы как слепое пятно в санкциях против России?”, в которой он призывает ввести криптосанкции для дальнейшего иссякнет финансирование российского вторжения в Украину. В конце концов, Россия возглавляет многонациональную инициативу stablecoin с участием стран БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка) и стран Евразийского экономического союза. В этом году в рамках инициативы планируется выпустить цифровые валюты центрального банка (CBDC), которые будут обмениваться на смартфонах за пределами систем SWIFT и CHIPS.

22 марта Банк международных расчетов сообщил, что “Проект Данбар” — сотрудничество с центральными банками Австралии, Малайзии, Сингапура и Южной Африки — подтвердил, что трансграничные платежи CBDC технологически возможны.

По теме: Россия возглавляет многонациональную инициативу stablecoin

“Цифры показывают, что криптоактивы уже довольно широко распространены в регионе, и поэтому сценарий определенно не утопичен”, — подчеркивает Хоубен в своей статье. Российское правительство подсчитало, что россияне владеют криптовалютами на сумму не менее 200 миллиардов долларов, или 12% от общего объема рынка. Платформа блокчейн-аналитики Elliptic выявила более 400 поставщиков услуг виртуальных активов, где можно использовать рубли для покупки криптовалют, сотни тысяч криптоадресов, связанных с находящимися под санкциями физическими или юридическими лицами из России, и 15 миллионов российских криптоадресов, связанных с незаконными транзакциями. Адам Заразински, генеральный директор Inca Digital, которая предоставляет данные о цифровых активах и аналитические технологии Комиссии по торговле товарными фьючерсами США и Министерству обороны, объяснил мне:

“С момента вторжения России на Украину 24 февраля на Binance торги BTC / RUB выросли примерно в десять раз, а торги USDT / RUB выросли примерно в семь раз, а затем начали падать 7 марта, когда Visa и Mastercard вышли из России. Аналогичным образом, российские запросы Google о том, как конвертировать рубли в Tether, выросли в пять раз за тот же период.”

С 4 марта, когда швейцарское правительство взяло на себя инициативу, на Россию обрушилась волна синхронизированных санкций, которые распространяются на криптовалюту. 5 марта Сингапур последовал его примеру. Затем 9 марта появился Европейский союз. А 11 марта страны “Большой семерки” (G7), включая Канаду, Францию, Германию, Италию, Японию, Соединенное Королевство и Соединенные Штаты, ввели санкции, «чтобы привлечь Путина к ответственности за его продолжающееся нападение на Украину и дальнейшую изоляцию России от мировой финансовой системы».

Учитывая, что регулирование криптовалют все еще рассматривается многими странами, которые ввели эти санкции, я задался вопросом, позволит ли их правовая инфраструктура их реализовать, когда речь заходит о криптовалютах. Вот что я нашел:

Связанные:Целевая группа по борьбе с киберпреступностью, осуществляющая мониторинг глобальной цифровой финансовой системы

Швейцария

Швейцария первой приняла санкции против России. В тот же день швейцарский депутат парламента подал уголовную жалобу на Credit Suisse за возможные нарушения санкций, связанные с уничтожением кредитных документов российских олигархов, которые начали переводить свои криптоактивы на миллиарды долларов из Швейцарии в Объединенные Арабские Эмираты. 9 марта ОАЭ приняли свой первый общенациональный закон о криптовалютах.

Изабель Реш, сотрудник пресс-службы Федерального министерства финансов Швейцарии, объяснила мне:

“Положения постановления о санкциях от 4 марта применяются к криптоактивам так же, как и к другим активам, включая замораживание активов для включенных в список физических и юридических лиц. Криптокомпании / финансовые учреждения должны уведомлять власти о случаях применения криптосанкций. Уголовные обвинения применяются за нарушение запретов в соответствии с Законом об эмбарго 2002 года, на который указ ссылается в статье 32.”

Джеймс Рирдон, старший юрист MLL Meyerlustenberger Lachenal Froriep, базирующийся в Женеве, добавил: “Например, если кто—то — в соответствии с пунктом 1 статьи 15 Постановления — не заморозит криптоактивы, принадлежащие внесенному в список физическому или юридическому лицу, это лицо может быть привлечено к уголовной ответственности в виде тюремного заключения сроком до одного года и штраф в размере 500 000 франков (около 534 000 долларов). В серьезных случаях виновный может быть наказан тюремным заключением на срок до пяти лет и штрафом в размере 1 000 000 франков (около 1 070 000 долларов США).”

По теме: Почему Швейцария становится «крипто-нацией» с процветающим рынком ICO

Сингапур

Сингапур стал первой азиатской страной, которая ввела односторонние санкции против России через Валютное управление Сингапура (MAS), в том числе в отношении криптовалютных транзакций, за ее вторжение в Украину. Подробная информация о санкциях была размещена на веб-сайте Министерства иностранных дел этой страны.

Жаклин Онг, заместитель директора по коммуникациям MAS, сказала мне в интервью: “Санкции применяются в равной степени ко всем финансовым учреждениям (FI) в Сингапуре, включая поставщиков услуг цифровых платежных токенов. Это делается для того, чтобы гарантировать, что финансовая система Сингапура невосприимчива к попыткам обойти санкции, учитывая обширные взаимосвязи между различными игроками в финансовой системе. Финансовые учреждения, занимающиеся криптовалютами, обязаны соблюдать санкции. Все FI должны иметь надежные средства контроля, такие как процедуры, позволяющие узнать своих клиентов и бенефициарных владельцев клиентов. Они обязаны проверять своих клиентов и контрагентов по сделкам, чтобы избежать контактов с запрещенными организациями или видами деятельности. Если у FIs есть какая-либо информация о запрещенных организациях или видах деятельности, они обязаны немедленно сообщить об этом MAS. Они также обязаны продемонстрировать свое соответствие требованиям MAS и подлежат тщательному изучению и проверке со стороны MAS”. Она также добавила:

”MAS примет соответствующие регулирующие меры в отношении FIs, включая наложение финансовых штрафов, если будет установлено, что они нарушили санкции».

По теме: Почему Сингапур является одной из самых крипто-дружественных стран

Европейский Союз

Андреа Пуччио, партнер-основатель юридической фирмы Puccio Penalisti Associati, объяснил:

“Криптосанкции ЕС в отношении России, введенные 9 марта, направлены против криптоактивов российских юридических и физических лиц. Согласно европейскому законодательству, государства-члены несут ответственность за применение криптосанкций ЕС, предусматривая конкретные гражданские или уголовные наказания на государственном уровне. Например, в Италии Законодательный декрет № 221/2017 предусматривает гражданские и уголовные наказания за нарушение ограничительных мер ЕС в отношении экспорта.”

Никлас Шмидт, партнер юридической фирмы Wolf Theiss, добавил, что “В Австрии нет лазейки для уклоняющихся от санкций, использующих криптографию. Закон о санкциях 2010 года (Sanktionengesetz 2010) регулирует применение санкций ООН и ЕС. Закон позволяет австрийскому национальному банку замораживать криптоактивы физических и юридических лиц, попавших под санкции, позволяет судам отмечать замораживание криптоактивов в реестре компаний, позволяет министру внутренних дел вводить ограничения на поездки для лиц, попавших под санкции, и т.д. Самое главное, что Закон о санкциях 2010 года предусматривает применение судебных и административных санкций к лицам, нарушающим санкции. Максимальное наказание, предусмотренное за это, — лишение свободы на срок до одного года или штраф в размере до 360 дневных ставок. Закон также не содержит обязательства административных органов уведомлять Комиссию ЕС о санкциях.”

Законодательство ЕС о санкциях содержит положение о осведомителях, которое государства-члены могут принять, а могут и не принять в качестве закона. Пуччио указал на:

“Криптоактивы, похоже, подпадают под очень широкое определение ”финансовых услуг, продуктов и рынков, а также предотвращения отмывания денег и финансирования терроризма» в соответствии с Директивой (ЕС) 2019/1937, которая направлена на защиту информаторов, сообщающих о нарушениях законодательства ЕС, но не предусматривает финансового вознаграждения за это».

Юридическое издательство Intersentia, базирующееся в Кембридже, Великобритания, заявило: “Санкции ЕС применяются как против режимов, так и против подозреваемых в финансировании терроризма. Но эти санкции развивались ‘органично’, без должного внимания к некоторым основным вопросам. […] Это привело к значительным судебным разбирательствам в Суде (CJEU). Новая правовая основа и недавние решения CJEU разрешили некоторые трудности, но ”серьезное отношение к санкциям» означает новые проблемы для национальной реализации, охватывающие различные области: уголовное право, конституционное право, международное право и европейское право» — и, возможно, когда они будут приняты, рынки криптовалют -также регулирование активов (MiCA).

Связанные:Европейское регулирование ‘MiCA’ в отношении цифровых активов: где мы находимся?

14 марта Комитет по экономическим и валютным вопросам проголосовал за предложенное законодательство MiCA, которое будет устойчиво регулировать цифровые активы, облегчая криптофирмам экспансию на территории 27 государств-членов ЕС, облегчая “паспортизируемую” лицензию, которая будет действительна между странами после ратификации. Следующим шагом для MiCA станут неофициальные переговоры между Европейским парламентом, Европейской комиссией и Европейским Советом. Когда они достигнут консенсуса, закон будет принят с шестимесячным переходным периодом для всех государств-членов ЕС для регулирования всех эмитентов криптоактивов и поставщиков услуг, за исключением CBCD.

Объединенное Королевство

После публикации отчета в 2021 году Банк Англии приступил к разработке нормативно-правовой базы для криптоактивов.

Джонатан Брогден, партнер юридической фирмы DAC Beachcroft, объяснил мне в интервью: “Что касается закона о санкциях Великобритании, хотя он и не назван конкретно, нет никаких сомнений в том, что криптоактивы подпадают под очень широкое определение «экономических ресурсов», что делает криптоактивы объектом режима санкций Великобритании. Регулирующий орган Великобритании, Управление по финансовому надзору (FCA), недавно опубликовал руководство, подтверждающее его мнение о том, что правила финансовых санкций относятся к криптоактивам так же, как и к другим формам активов. Использование криптоактивов для попытки обойти экономические санкции будет приравниваться к уголовным преступлениям как в соответствии с законодательством Великобритании об отмывании денег, так и в соответствии с санкциями. Недавно FCA связалось с зарегистрированными в Великобритании фирмами, занимающимися криптоактивами, и напомнило о применении санкций. Регулируемые фирмы обязаны сообщать о подозрительной деятельности регулирующим и уголовным органам Великобритании. В соответствии с режимом санкций Великобритании, если вы знаете или имеете разумные основания подозревать, что вы владеете или контролируете средства или экономические ресурсы лица, против которого введены санкции, вы должны заморозить их, не иметь с ними дела и не предоставлять их в распоряжение или в пользу лица, против которого введены санкции, и сообщите об обстоятельствах властям. Нарушение санкций Великобритании карается различными сроками тюремного заключения и штрафами, а также гражданскими санкциями”.

Однако, по словам Аннабель Гулдинг и Майкла Рак из юридической фирмы K & L Gates, в Великобритании насчитывается 150 незарегистрированных криптофирм, которые могут избежать санкционного регулирования.

По теме: Brexit и финтех: весенний обзор

Канада

Даниэль Преневост из канадских администраторов ценных бумаг объяснила мне: “14 марта Канадские администраторы ценных бумаг (CSA) опубликовали заявление о введении криптосанкций путем внесения поправок в Правила Специальных экономических мер (Россия), которые применимы ко всем участникам крипторынка — включая эмитентов, торговые площадки, клиринговые агентства, хранителей, всех категории владельцев регистраций, включая платформы для торговли криптоактивами, а также пенсионные, инвестиционные и взаимные фонды и их управляющие. CSA предприняло этот шаг, чтобы побудить всех участников рынка проявить должную осмотрительность и рассмотреть возможность получения экспертной консультации, чтобы понять, соблюдать и постоянно контролировать свои обязательства в соответствии с правилами ”.

Тхэ Ен Бэ, репортер Ассоциации сертифицированных специалистов по санкциям, подчеркнул, что канадский закон о санкциях до сих пор не применялся должным образом.

По теме: Почему Канада превратилась в ведущую блокчейн- и крипто-нацию

Япония

14 марта, ссылаясь на потенциальную способность России полагаться на криптовалюту для обхода санкций, Японское агентство финансовых услуг объявило о санкциях в отношении цифровых активов, при этом нарушителям грозят такие наказания, как тюремное заключение на срок до трех лет или штраф в размере 1 миллиона иен (около 8100 долларов).).

Соединенные Штаты

11 марта Министерство финансов Соединенных Штатов опубликовало новое руководство, разъясняющее, что санкции Управления по контролю за иностранными активами, связанные с Россией, распространяются на криптовалюты. Позже, 24 марта, за этим последовали дополнительные санкции против российской вредной иностранной деятельности.

Заявления Министерства финансов появились после того, как 1 марта оно ранее опубликовало новые правила, касающиеся российских санкций. 2 марта Министерство юстиции создало Целевую группу по поимке клептократов для обеспечения соблюдения жестких санкций.

9 марта президент США Джо Байден подписал свой Исполнительный указ об обеспечении ответственного развития цифровых активов, а вторжение России в Украину повысило значение криптовалюты для национальной безопасности. В указе подчеркивается важность цифровых активов для сохранения технологического лидерства Соединенных Штатов в мире растущей конкуренции и достижения правильного баланса между устойчивым развитием инноваций, защитой прав инвесторов и снижением рисков для национальной безопасности, связанных с незаконным использованием цифровых активов. Исполнительный указ также запрашивает набор межведомственных отчетов от широкого круга заинтересованных сторон исполнительной власти, включая Федеральную резервную систему, которая ранее опубликовала отчет о CBDC.

По теме: Включение питания… Байден принимает технологию блокчейн, признает ее преимущества и настаивает на ее внедрении

Комитет по банковским, жилищным и городским делам 17 марта провел слушания под названием “Понимание роли цифровых активов в незаконном финансировании”, которые были посвящены тому, как цифровые активы используются в российско–украинской войне.

Эмин Гюн Сирер, основатель и генеральный директор Ava Labs, указал мне:

“Криптовалюты, включая тумблеры или микшерные сервисы, были бы плохим инструментом для обхода российских санкций по двум причинам: (1) Существует прозрачность, позволяющая в режиме реального времени понимать, какие потоки происходят во всей криптовалютной экономике; (2) Просто нет ликвидности для управления экономикой G20 с помощью криптовалют..”

Некоторые участники криптоиндустрии неохотно внедряют руководство OFAC по соблюдению санкций, которое имеет трансграничный охват. Дин Зербе, партнер юридической фирмы ZMFF & J и соавтор налогового законодательства США в отношении разоблачения, сказал, что G7, ЕС, Сингапур и Швейцария “должны узнать то, что уже известно США — разоблачители играют решающую роль в выявлении и разоблачении скрытых денег”. Он также добавил: “Усилия по преследованию крипто российских олигархов должны включать в себя надежную программу вознаграждения осведомителей. Небольшая армия юристов, бухгалтеров, крипто-брокеров и банкиров участвует в оказании помощи олигархам в сокрытии их денег”.

Взгляды, мысли и мнения, выраженные здесь, принадлежат только автору и не обязательно отражают или представляют взгляды и мнения Cointelegraph.

Сельва Озелли, эсквайр, CPA, является международным налоговым адвокатом и сертифицированным государственным бухгалтером, которая часто пишет о налоговых, юридических и бухгалтерских вопросах для Tax Notes, Bloomberg BNA, других изданий и ОЭСР.